Новый Свет

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Новый Свет » Библиотека » Золотое дело в Колумбии в доиспанский период


Золотое дело в Колумбии в доиспанский период

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.shop-gold.ru/art/gold1.php
Попалась статья совершенно случайно, в ней немыслимое количество непонятных слов, зато каждое из которых - само чуть ли не тема для статьи.
А поэтому - пока только копипаста, но придёт черёд и статьям об отдельных упомянутых местах, традициях, именах...

http://s019.radikal.ru/i617/1411/38/047b4c238ef4t.jpg

0

2

Введение

Ювелирное дело в Колумбии восходит к VII веку до н. э. Возможно, оно зародилось в еще более глубокой древности, так как в других частях континента (например, на перуанской территории), контакты с которыми существовали в доколумбовы времена, возникновение ювелирного искусства датируется серединой II тыс. до н. э. Деятельность ювелиров прервалась только в XVI столетии, когда их ремесло, которое раньше было тесно связано с духовной жизнью индейских племен, свелось только к разработке месторождений золота для пополнения казны испанской короны.
Ювелирное производство развивалось в течение двух тысячелетий, и его продукция выявляет чрезвычайное разнообразие по стилю и технике металлообработки.
Зона Анд с ее благоприятным для жизни климатом, богатой флорой и природными ресурсами представляла наилучшую среду для поселений в доколумбов период. Открытие богатых золотоносных жил в Центральных и Западных Кордильерах и россыпей, намытых реками из этих месторождений в долинах Анд, дало толчок развитию ювелирного дела у индейцев. С другой стороны, обнаружение запасов природной меди также обогатило металлургическую технологию. Из Буритики в Антиокии, Атако в Толима и других районов добычи золото поступало для дальнейшей обработки в районы, которые стали основными зонами ювелирного искусства на территории Колумбии в доиспанский период.
Пути торгового обмена нарушили изоляцию, в которой жили племена доиспанского периода, - изоляцию, обусловленную специфическими особенностями рельефа и различием этнических групп по происхождению. Золото, соль, ткани, морские раковины, изумруды были основными предметами этого обмена, далекие пути которого пересекали долины Кауки и Магдалены и поднимались в горы. Золото, которое добывали в месторождениях Буритики в Антиокии, доставлялось в Урабу, Сьерра-Неваду, в Санта-Марта и Киндио, в то время как соль, изумруды и ткани спускались по реке Магдалена до равнины атлантического побережья, откуда в район высокогорья доставлялись речные и морские раковины, применяемые в религиозных церемониях. Золото Магдалены способствовало развитию ювелирного искусства муисков, тогда как изумруды Мусо использовались племенами атлантического побережья. Ювелирное искусство было тем фактором, который благоприятствовал установлению контактов между разноязычными племенами, имевшими ярко выраженные культурные особенности.


Технология

Основными способами изготовления металлических изделий, применявшимися мастерами доколумбова периода, были литье в формах из огнеупорной глины, ковка, чеканка, восковые формы для получения одинаковых изделий, пайка, золочение, очистка золота, зернь и т. д. Короны, носовые украшения, диадемы, серьги, шлемы, запястья, браслеты, панцири и другие изделия из золота постоянно упоминаются в хрониках времен испанского завоевания и колониального периода. Их описания совпадают с теми подлинными предметами, которые хранятся в Музее Золота Банка Республики. В первые десятилетия XVI века, когда в эти районы Анд пришли испанцы, ювелирное искусство индейских племен переживало время расцвета.
Археологические работы, проведенные в последние годы в зоне Сан-Агустин, позволяют утверждать, что этот важный вид деятельности восходит в Колумбии к VII веку до н. э.
Хотя главные способы обработки золота и меди в основном были общими для всех центров ювелирного искусства, изделия из разных районов страны отличаются по своему стилю и применению определенной техники. Золотые изделия, происходящие из областей Калима, Кимбайя, Дарьей, Сину, Тайрона, Муиска, Толима и Нариньо, считаются до настоящего времени наиболее типичными для различных районов, где процветало это ремесло.
Платина, месторождения которой встречаются около стока рек в Тихий океан, требует высокой температуры плавления (1775°). Это затрудняло ее применение. Однако индейцы научились смешивать ее с золотом в порошкообразном состоянии, после чего смесь подвергали нагреву.
Золото, расплавленное при помощи паяльной трубки, обволакивало частицы платины, сплавляя их с собой. Этот металл можно было подвергать горячей ковке.

Томпак

Наиболее часто применявшейся колумбийскими ювелирами техникой изготовления ювелирных предметов был томпак, сплав золота и меди в соотношении примерно 30 (золото) к 70 (медь). Этим индейцы достигали снижения точки плавления примерно до 200 градусов.
Индейцы добывали медь в большом количестве в Гачале и Моникира, а также на атлантическом побережье в зонах культур Сину и Тайрона и изготавливали различные предметы: так называемые тунхо (фигурки людей), колокольчики, бубенцы для жезлов властителей, нагрудные украшения и др. Но наряду с изделиями из чистой меди широко была распространена техника совместной плавки меди и золота для сплава томпак.
Техника томпака также очень часто применялась племенами араваков и карибов на Антилах, в Райане и Венесуэле. Археологи Риве и Арсандо, полагая, что техника томпака распространилась от этих племен до района Амазонки, а на севере до границ Флориды, помещают центр зарождения этой техники в район Гайаны. Они считают, что термин "томпак" идентичен терминам "гуанин" араваков и "каракольи" карибов. Ныне все еще идут споры о путях распространения этого культурного элемента, хотя вышеупомянутые авторы указывают на то, что в Колумбии имеются свидетельства археологического, лингвистического и культурного характера, подтверждающие нашествия карибов, которые могли принести с собой упомянутую технику. Это предположение подтверждается и тем, что индейские племена на этой территории употребляют термин "карикури", "карикори" или "караколи" для некоторых носовых украшений из томпака или просто позолоченных, "в форме скрученных гвоздей" (как описывали их древние хронисты). Такими украшениями торговали племена района Сину, Тайроны и другие народы долины реки Каука. Следует отметить, что именно на колумбийской территории этот способ обработки золота достиг своего наивысшего развития. Благодаря технике томпака индейцы изготовляли предметы исключительной красоты и сложных орнаментальных форм. Вероятно, индейские ювелиры были посредниками, передавшими свой опыт на север, через жителей Панамы и Коста-Рики, и на юг, через племена Эквадора и перуанского побережья.

Ковка

В технике обработки металлов у доиспанских ювелиров Колумбии ковка была весьма распространена, и в ее применении индейцы достигали большего совершенства. Она обычна для зоны, которую археологи называют "Калима", расположенной в Западных Кордильерах и ограниченной реками Калима и Дагуа.
Именно из этого района происходят изделия большого размера, составленные из очень тонких чеканных пластин, свидетельствующих об удивительном искусстве древних мастеров в технике ковки. Письменные источники упоминают о существовании в других районах страны (например, в Сину) храмов и церемониальных помещений, колонны которых были покрыты крупными пластинами кованого золота. Из этих зон происходят золотые пластины с красивым орнаментом, выполненным тиснением.
Среди сведений, собранных Альфингером в северо-восточном районе Новой Гранады, обращает на себя внимание важное сообщение об искусстве ювелиров этой зоны.
"У них есть горны из огромных камней, молотки размером с яйцо или меньше, наковальни размером с майорканский сыр из очень прочных камней; мехи представляют собой трубки толщиной в два пальца и больше и длиной в две пяди. У них есть точные весы, которыми они взвешивают и которые сделаны из белой кости, похожей на слоновую. Есть весы и из черного дерева, похожего на эбеновое".
В собрании Музея Золота хранятся инструменты, употреблявшиеся для обработки металлов, и среди них имеются каменные наковальни и молотки, внешний вид которых в точности совпадает с описанием, приведенным выше. Это лишний раз доказывает необходимость привлечения старых письменных источников, многие из которых полно освещают очень важные аспекты техники, применявшейся ювелирами доколумбова периода.

Закалка

"После нескольких ударов,- пишут археологи Клеменсия Пласас де Ньето и Ана Мария Фальчетти де Саэнс,- золотая пластина становилась хрупкой и могла сломаться, если мастер продолжал ударять по ней. Для сохранения пластичности ювелир должен был нагревать ее докрасна и снова охлаждать, погружая в воду.
Этот процесс, известный под названием закалки, позволял продолжать ковку металла до получения изделия нужного размера и толщины"

Чеканка

Указанные выше археологи, изучавшие технику изготовления золотых предметов, так описывают способ чеканки.
"Получив пластину равномерной толщины, на ней рисовали основные контуры желаемого декоративного рисунка. Затем давлением на металл делали поверхность отмеченных зон рельефной. Эту работу мастера выполняли с помощью инструментов из золота, камня или рога (чеканами, лощилами, штихелями). Причем пластина всегда помещалась на мягкую поверхность: на толстую кожу или на мешок, наполненный мелким песком".
"После этого изделие обрабатывали с другой стороны, выдавливая с помощью чеканов границы выпуклых зон. Обе стороны изделия обрабатывались затем попеременно. Каждый раз, как изделие становилось хрупким, ювелир должен был нагревать его, чтобы иметь возможность продолжать свою работу".
"Чтобы сделать объемные вещи на основе пластин, ювелиры соединяли их, применяя различные способы. Наиболее простой из них - соединение частей с помощью гвоздей из золота или с помощью сгибов на краях каждой из соединяемых частей. Этот способ использовали при покрытии золотыми пластинами неметаллических предметов. В районе Калима находят изделия из золота в форме морских раковин, флейт, труб, жезлов - все они исполнялись путем тиснения на настоящих раковинах и предметах из дерева, которые не сохранились.
Наиболее сложный процесс применялся для соединения зерен, проволоки и пластин из золота между собой. Предметы, изготовленные таким образом, были необычайно изящны. Этот метод, известный этрусским и греческим ювелирам под названием "зернь", применялся и в Америке, особенно на юге Колумбии и на северо-западе Эквадора. Он позволял соединять части с различным содержанием золота. Если отдельные части были из золота высокой пробы (18-24 карата), на место соединения помещалась капля ацетата меди (который получается растворением меди в уксусе) и несколько капель клея органическою происхождения (рыбий клей или растительный). Затем части нагревали слабым пламенем в атмосфере, бедной кислородом, идеальной для выполнения этой операции. Органический клей выгорал в ходе процесса, медь сплавлялась с золотом изделия, образуя молекулярное соединение в местах соприкосновения двух частей".
"В том случае, если соединяемые части сделаны из томпака, добавлять ацетат меди было не обязательно".
"Этот сложный процесс требовал высоких температур (на 25° С ниже точки плавления металла), и малейшая ошибка могла разрушить изделие. При применении этого метода соединение получалось прочным и вместе с тем почти не заметным.

Золочение

Техника золочения придавала изделиям из низкопробного золота или томпака вид предметов из чистого золота. Она применялась муисками, кимбайа, сину и другими ювелирами Колумбии доиспанского периода. Существуют сообщения об этой технике хронистов времен испанского завоевания, в которых отмечается, что испанцы часто бывали обмануты, получая (как подать от племен) золото, которое они считали высокопробным и которое, к их удивлению, при плавлении оказывалось крайне низкого качества. Монах Педро Симон сообщает следующие сведения об индейских племенах Санта-Фе, Велеса и Тунхи, с которых дон Алонсо Луис де Луго приказал собрать подати после того, как объявил бесхозными имения, ранее распределенные в этой провинции:
"И его помощники с большим усердием стали собирать для него со всех касиков подати и недоимки, которые те должны были платить своим энкомендеро, и брали даже больше, чем получали энкомендеро за все время, что имения считались бесхозными и индейцы не платили податей; так собрал дон Алонсо большую сумму золота у индейцев, хотя правда, что, платя налоги (предметами, сделанными для себя и для энкомендеро), они приносили вещи не из полновесного золота, а почти полностью из меди, которой снаружи был придан блеск и цвет чистого золота; и те, кто брал его, обманывались, что стало видно в Испании, когда плавление показало, что каратов чистого золота было мало; и таким образом были обмануты надежды дона Алонсо".
Фернандес де Энсисо в 1519 году писал об индейцах Санта-Марта следующее:
"Индейцы владели большим количеством золота и меди. Много было у них и золоченой меди. Говорят, что индейцы золотят медь травой, которая растет в тех землях, и если истолочь ее и выжать сок, а потом вымыть в нем медь и положить ее в огонь, то медь приобретает цвет золота, и цвет этот ярче или бледнее в зависимости от того, больше или меньше взято травы".
Эти данные полностью подтверждаются анализом предметов, найденных в раскопках как на территории Эквадора, так и на территории Колумбии, относящихся ко времени до прихода испанцев. Баррига Вильяльба, основываясь на анализе позолоченных изделий, хранящихся в Музее Золота Банка Республики, так объясняет этот способ с технической точки зрения:
"Если изделие из золота какой-либо пробы, например из томпака, в течение многих часов подвергается обработке при температуре ниже температуры плавления в хорошо приготовленной смеси из глины и соли, происходят те же процессы, что и при очистке золота. С поверхности изделия удаляются окислы металлов и часть серебра, и остается слой золота тем большей толщины, чем дольше идет процесс. С помощью золочения и последующей полировки изделие приобретает вид чистого золота".
Риве и Арсандо, пораженные сходством техники золочения в Америке и Европе, после тщательного изучения этого вопроса пришли к выводу, что эта техника была известна в Старом Свете уже в древности, что известно по текстам XI и первых десятилетий XII века. Подобную технику золочения, открытую в Америке, они считают конвергентной, указывая на то, что многие открытия делаются при культурном развитии народов одновременно независимо друг от друга.
Техника золочения была достаточно широко распространена в Америке, ее знали индейцы Мексики, Гватемалы, Панамы, Колумбии и Эквадора. Мы еще не знаем, дошла ли она до Перу и Боливии, но металлургам Чили и Аргентины она была незнакома.
Все указывает на то, что эта техника была развита, а может быть, и изобретена в средней части континента, то есть где-то в Колумбии, Венесуэле или Эквадоре. Овьедо сообщает интересные сведения о работе местных жителей по золоту:
"Индейцы очень хорошо умеют золотить предметы, которые они делают из низкопробного золота и меди. Они достигли в этом такого мастерства и совершенства и придавали такой блеск позолоченным изделиям, что те кажутся, если судить по цвету, сделанными из золота очень высокой пробы (23 карата и выше). Они делают это с помощью определенных трав... Применяется этот способ только в континентальной части, и здесь много позолоченного низкопробного золота... Я видел траву, индейцы мне ее показывали, но я никогда не мог ни лестью, ни другим способом узнать у них их секрет. Они утверждали, что делали это не они, а те, кто живет в далеких землях, и указывали на юг".
Риве и Арсандо полагают, что колумбийские индейцы употребляли для золочения своих изделий то же растение, что применяют для золочения своих украшений жители Эквадора,- oxalis pubes, которое на языке кечуа носит название чулько. Его сок благодаря содержащейся в нем щавелевой кислоте растворяет окись меди.

Способ формового литья

Способ литья в открытой форме применялся для отливки небольших изделий, которые затем подвергались полировке. В этом случае передняя часть отливаемой фигуры приходилась на дно формы.
Применяемое также литье пустотелых изделий, известное под названием "способ утраченного воска", часто употреблялось при изготовлении ювелирных изделий. При этом индейцы умели изготавливать предметы сложной формы, даже с подвижными частями. Процесс заключался в следующем:
1. Желаемая фигурка выполнялась из глины, смешанной с углем.
2. Изготовленный таким способом предмет покрывался слоем воска, и именно к нему присоединялись каналы, через которые заливали расплавленное золото, и несколько креплений, чтобы поддерживать основу в нужном положении и облегчить циркуляцию расплавленного золота.
3. Изготовленную модель заформовывали в глину наподобие внешнего панциря.
4. С помощью нагрева воск удаляли, а затем в пустотелую форму заливали металл, который занимал место воска. Глиняную форму разбивали и получали ювелирное изделие, с большой точностью повторявшее модель.
Во многих случаях, особенно при изготовлении сосудов, основу из глины и угля удаляли, чтобы получить полое изделие.
Способ отливки по модели, покрытой воском, давал большую экономию металла и возможность приделывать к фигуре заранее изготовленные части.
При изготовлении плоских изделий-тунхо, серег, носовых украшений и других предметов - процедура была почти та же, но модель выполнялась не из глины, покрытой слоем воска, а полностью из воска.
"Успех операции, - пишут Клеменсия Пласас де Ньето и Ана Мария Фальчетти де Саэнс,- зависел от однородности употребляемого сплава, от очертаний восковой формы, которые не должны были препятствовать быстрой и полной заливке расплавленного металла, и от быстроты выполнения операции (иначе металл мог остыть прежде, чем заполнит все пустоты). Некоторые детали отлитых изделий имели не только декоративный характер, но и облегчали заполнение формы жидким металлом во время литья. Таковы нижние части фигурок тунхо из района Муиска".

Очистка местного золота

Индейцы применяли ковку и чеканку для изготовления таких предметов, как нагрудные украшения, серьги, диадемы и т. д. Материалом в этих случаях служило мягкое золото, более ковкое и гибкое. Его получали, подвергая самородное золото и россыпное золото очистке, в ходе которой удаляли примеси, затруднявшие обработку. Очистка золота была одной из наиболее совершенных металлургических операций, применявшихся ювелирами доколумбова периода.
Для этой цели индейцы смешивали золото с глиной и поваренной солью и эту смесь подвергали термической обработке. "Химические реакции в процессе очистки золота, смешанного с глиной и поваренной солью,- пишет Баррига Вильяльба, - следующие: при температуре красного каления под действием кремнезема образуется хлор, который реагирует со всеми металлами, даже с золотом. Образовавшиеся хлориды улетучиваются. Хлорид серебра почти полностью абсорбируется глиной, а хлорид золота моментально разлагается, выделяя чистое золото. Таким образом, частицы золота покрываются слоем чистого металла, который становится тем толще, чем больше длится процесс и чем выше температура. По этой причине частицы золота для большего успеха операции должны быть возможно более мелкими, что облегчает действие хлора". Этот остроумный способ - показатель физико-химических знаний, которыми обладали наши ювелиры - был неизвестен европейской металлургии того времени. Тот же автор отмечает, что Монетный двор в Боготе стал применять технику местных ювелиров с 1627 года, когда там начали чеканить золото. Это стало известно из доклада 1797 года государственного чеканщика дона Луиса Ортеса-и-Падилья, где детально описывался процесс очистки золота.


Основные зоны ювелирного искусства Колумбии в доиспанский период

Прииски в Буритике

Один из крупнейших центров добычи золота в западной части Колумбии находился в районе Буритики, на территории, занимаемой ныне департаментом Антиокия. Тут же производилась и обработка золота. Одну из плавилен в июне 1538 года посетил Вадильо с участниками своей экспедиции. Они и увидели "множество тиглей и других приспособлений, чтобы плавить золото". Рудники и плавильни отстояли на 80 лиг от городка Вилья-де-Сан-Себастьян-де-Ураба, неподалеку от долины Нори у истоков реки Туриби. Сьеса де Леон помещает основной прииск Буритики на холме Короме, лежащем на пути из Санта-Фе в Антиокию и Ансерму, на берегах реки Рио-Гранде-де-Санта-Марта (Каука).
Как утверждает Вадильо, в этом районе добывалось почти все золото, вывозимое в Европу через Картахену.
Сьеса де Леон, лично посетивший индейский поселок Буритики, сообщает, что он видел "в одном доме или боио этого поселка одну тотуму (подобие большой умывальной чаши), наполненную землей, из которой промывались весомые и крупные частицы золота; мы увидели здесь также россыпи и реки, откуда эту землю брали, и дубинки (или коа), с помощью которых ее размягчали".
Васко Бальбоа в письме, направленном королю еще в 1513 году, говорит о богатствах касика Дабаибе, который получал золото из района, расположенного в двух днях пути от своих владений, где находились "самые богатые в мире" золотые рудники. Бальбоа безусловно имел в виду золотые прииски Буритики. Посмотрим, что писал об этом открыватель Южных Морей: "Вверх по течению этой великой реки Сан-Хуан (Атрато) с левой стороны в нее впадает другая большая и очень красивая река. В двух днях ходьбы по течению этой реки живет касик, прозывающийся Дабаибе. Это очень важный правитель, господин большой территории и многочисленного населения; дома у него много золота. Тот, кто не бывал в этих странах, с трудом поверит в подобные вещи. Но это мое сообщение абсолютно достоверно, и из дома этого касика Дабаибе поступает все золото, которое идет через пролив, а также то, что остается в руках местных касиков. Хорошо известно, что у них много золотых изделий странной формы и больших размеров; многие индейцы мне рассказывали, что они своими глазами видели, что у этого касика Дабаибе есть несколько корзин с золотом, и к каждой из этих корзин приставлен человек, переносящий ее на спине. Упомянутый касик собирает это золото потому, что он живет вдалеке от сьерры, а в двух днях ходьбы от него находится чудесный край, плотно заселенный дурными и жестокими людьми, которые, когда у них есть возможность, занимаются людоедством; они не знают над собой никакого господина и никому не подчиняются; это воинственные люди; каждый из них живет сам по себе; они, согласно сведениям, которыми я располагаю, являются хозяевами самых богатых в мире золотоносных рудников; эти же рудники находятся в той земле, где возвышается как будто самая высокая сьерра в мире; во всяком случае, я думаю, что человек не видел другой столь же высокой. Она начинается где-то около Урабы, находящейся возле залива, но немного в глубь материка, т. е. примерно в 20 лигах от моря. Ближе к морю сьерра переходит в равнину. А чем дальше идешь по сьерре в глубь материка, тем она больше поднимается. Она столь высока, что ее покрывают тучи; за два года, в течение которых мы там находились, только дважды можно было узреть ее самые высокие вершины, потому что обычно их заволакивают облака. Достигнув наибольшей высоты, сьерра затем понижается. На этих склонах много деревьев. А потом Кордильеры переходят в ровную местность без всякой возвышенности, и наконец сьерра окончательно умирает, уступая место самой красивой и самой ровной в мире земле, находящейся недалеко от местности, в которой обитает касик Дабаибе. Золотые рудники находятся в самом конце отрогов этой сьерры, если обратить лицо в сторону рождения солнца; рождающееся солнце как раз восходит над ними; и от места жительства указанного касика до этих богатых рудников - два дня пути. Добывают золото без всякого труда двумя способами. Один состоит в том, что ожидают полноводия рек, текущих в ущельях, а когда реки опадают и высыхают, то золото, смытое с горных отвесов и принесенное с сьерры, остается на поверхности в виде крупных зерен (индейцы рассказывали, что они достигают размеров апельсина или кулака), а также в виде гладких пластин. Другой способ добычи золота состоит в том, что ожидают, когда в сьерре высохнет трава, после чего ее поджигают, а затем отправляются на поиски на возвышенности и в низины и находят большое количество золота в виде самородков красивой формы. Индейцы, собирающие это золото, плавят его в слитки и этим откупаются от касика Дабаибе".
Говоря о той же самой местности, Сьеса де Леон пишет: "Выйдя затем из Антиокии, можно достигнуть небольшой горы, называемой Короме, которая возвышается среди небольших долин, где раньше имелось многочисленное население; когда же сюда пришли испанцы и завоевали эту местность, численность индейцев очень сильно сократилась. На земле этих племен имеются очень богатые (золотые) рудники и многочисленные ручьи, откуда его также можно добывать... отсюда дорога ведет в одно место, где раньше было селение, состоящее из больших домов, принадлежавших рудокопам, добывавшим золото.
Здесь также стоят дома местных касиков, которым их индейцы доставляют большое количество золота. И точно известно, что из этой горы происходит большая часть того богатства, которое было найдено в больших захоронениях в Сину и которое забрали испанцы".
После того как город Антиокия оказался в пределах Буритики, испанские поселенцы продолжали эксплуатацию тех приисков, в которых раньше так активно трудились туземцы. К рудникам было прикреплено семьсот индейцев, которые должны были добывать в год золота на пятьдесят тысяч песо. Во времена испанского завоевания на рудниках работали индейцы, позднее там стал использоваться труд негров. Гильен Чапарро сообщает, что в свое время здесь работало около трехсот негров-рабов.
Индейцы в районе Буритики разрабатывали золотые жилы, а в засушливый сезон, когда уровень воды в реках был сравнительно невысок, добывали золото, вымывая его из песка. Они переворачивали большие глыбы, лежащие на берегах, и находили под ними большие золотые россыпи.
В верховьях реки Туриби у каждого индейца был свой рудник. Вадильо и его спутники видели "золотые жилы, которые тянулись вдоль обрыва, состоявшего, очевидно, из разновидности сланца почти белого цвета; некоторые рудники достигали трех стадий глубины"'. Тот же самый автор рассказывает, что среди прочих предметов, изготовляемых ими, преобладали носовые украшения (каракури) и что в обмен на золото они получали индейцев из других земель, чтобы пожирать их. Для взвешивания металла пользовались обычными весами и другими приспособлениями. Индейские труженики были очень квалифицированными старателями и посвящали делу добычи золота большую часть своей жизни. На одном из уступов горы находились жилые помещения, принадлежащие как самим старателям, так и местным касикам, которые держали здесь группы своих подданных, также используемых для добывания золота.
До испанцев доходили слухи, что большая часть золота, которое они нашли, разрыв индейские захоронения в Сину, была произведена на приисках Буритики.
Опираясь на эти данные, Хуан де Кастельянос написал об этих индейцах следующие строки:

"Не трудолюбцы - но зато богаты.
Ведь все, что делают они,- из злата.
Склонившись над золотоносной жилой,
Они ее без жалости ломают.
Тут не считаются с затраченною силой,
Во имя золота живут и умирают.
И возвращаются домой с большой наживой,
Сколь пожелают, столько собирают.
Такая уж звезда над этой нивой,
Ее просторы золотом сверкают".

Вадильо сообщает, что имелись определенные места, в которых производилась продажа золота и куда являлись люди, желавшие его приобрести.
"Индейцы Сину говорили, что для приобретения золота необходимо идти в Моклы... которое, по сведениям, полученным от Сесара, является местом, куда индейцы приходят торговать друг с другом, и это не провинция, а рынок; и каждое из таких мест, в которых торгуют, называется Моклы...".
Индейцы, проживавшие близ селения Сан-Себастьян, основанного Алонсо де Охэдой в четырех лигах к востоку от устья реки Атрато или Дарьена, в момент открытия и завоевания их земель были обладателями большого количества золотых украшений.
Сьеса де Леон сообщает нам, что эти туземцы хранили в корзинах, называемых аба, золотые изделия в виде колокольчиков, блюд, украшений, серег, мелких четок и больших раковин, используемых для прикрытия мужских половых органов. Эти индейцы получали золото путем обмена с племенами внутренней части территории, действуя через посредство "крупных купцов и торговцев", которые имелись среди них и которые в обмен на ювелирные изделия и хлопчатобумажные ткани поставляли во внутреннюю территорию диких свиней, соль и рыбу.
Упоминание купцов и торговцев в районе залива Урабы имеет большое историческое значение, так как оно отражает культурные контакты северо-западной части Колумбии с некоторыми районами Центральной Америки, в частности Панамы, где находят предметы явно колумбийского происхождения. Очень возможно, что золотые предметы, служившие объектом торговли, составляли часть продукции, выпускаемой развитым ювелирным производством в Сину, чьи изделия вывозились в различные местности, расположенные на значительном расстоянии.
Современный исследователь Герман Тримборн с помощью исторических источников, относящихся к XVI и XVII векам, сумел раскрыть роль, принадлежавшую горнодобывающему центру Буритики в меновой торговле между народами, обитавшими в центральной и северной части колумбийского запада. Он пришел к следующим выводам.
1. Горнодобывающий район Буритика состоял из нескольких населенных пунктов.
2. Земля в этом районе была малоплодородной, растительность небогатая, рудокопное дело, которым занимались его жители, также влияло на плодородие земли. В районах Урабы и Сину рудокопы приобретали продукты, которых было мало на их территории или которые не производились вследствие занятости населения рудокопным делом.
3. Рудники находились в частной собственности, причем владение ими не было привилегией или монополией касиков, однако последние, используя личные повинности своих подданных и рабочую силу своих рабов, получали от них значительные прибыли.
4. Разработка рудников с наносными отложениями осуществлялась после разлива ручьев, когда золотые крупицы оказывались на поверхности земли. В горах же предварительно выжигалась растительность, что облегчало поиски металла. Золотые жилы разрабатывались обычно путем вертикальных шахт; горизонтальная проходка не применялась. Эти шахты рылись глубиной до двадцати и более метров, причем скорость проходки составляла самое большее один метр в день.
5. Плавильни и прочие мастерские находились обычно в местностях, отстоящих на определенном расстоянии от приисков. В районе же приисков, согласно имеющимся сведениям, изготовлялись только так называемые карикури и пластинки из низкопробного золота.
6. Благодаря богатым залежам золота и его интенсивной добыче район Буритики стал и одним из важнейших, если не самым важным торговым центром южноамериканского северо-запада. От этого древнего рудного центра на далекие расстояния по всем направлениям шли торговые пути. Один из торговых путей шел от Буритики через Западную Кордильеру к Дабейбе и другим касикатствам (княжествам) района Куэвы и залива Урабы, продолжаясь затем оттуда к полуострову Дарьену. Другой торговый путь вел к Сину. На юге эти пути достигали зоны Кимбайя, на востоке - реки Магдалены и продолжались почти что до территории, занятой чибча, то есть до восточных плоскогорий с умеренным климатом.

Кимбайя

Эта зона находится в средней части долины реки Каука и названа по имени племени, которое обитало на юге современных департаментов Киндио и Рисаральда. Населенная различными индейскими племенами в землях с мягким климатом и отрогах гор, она славилась во времена испанского завоевания своими золотыми украшениями.
В Кимбайе высокого уровня достигла технология ручной обработки золота. Изделия этой зоны отличаются большим реализмом и простотой отделки.
Великолепно выполненная керамика украшена прерывистыми линейными, треугольными и ромбовидными мотивами, а также негативной живописью.
В захоронениях, которые обычно представляли собой вертикальную шахту с боковой нишей, кроме керамики и предметов из камня обнаружено большое количество веретен, что является показателем высокого уровня развития текстильного производства.

Ювелиры Кимбайи

Вторым большим центром добычи золота и ювелирного производства, изделия которого распространялись главным образом в бассейне Альто-Каука и прилегающих районах, была зона в районе Старого Кальдаса и частично северной части в департаменте Валье. После Сину это был крупнейший доиспанский центр, откуда шли ювелирные изделия тонкой работы. Это была собственно зона Кимбайя, название которой происходит от племен, живших в этом районе в момент появления там европейцев. Наличие большого количества залежей золота, а также относительная легкость, с какой можно было приобрести этот металл в других провинциях благодаря высокому уровню меновой торговли (соль на ювелирные изделия), привели здесь, как и в Буритике, к развитию металлургии (плавка и обработка золота), обладающей специфическими чертами, которые позволяют особо выделить стиль "кимбайя".
Сами прииски находились и продолжают разрабатываться в департаменте древнего Кальдаса. Горное дело было для его населения привычным занятием и наиболее важной частью их деятельности и в доколумбовы времена и в колониальный период, когда европейцы использовали здесь труд рабов - индейцев и негров.
В хрониках XVI, XVII и XVIII веков говорится о многочисленных богатых месторождениях, а также о необычно большом количестве золотых изделий религиозного характера во владении индейцев в момент первых контактов между ними и испанцами, что указывает на расцвет ювелирного дела в это время, то есть в первой половине XVI века.
О богатстве индейцев кимбайя высоко отзываются почти все хроники эпохи конкисты, особенно те их авторы, которые имели возможность сопровождать первых открывателей этих земель. Исторические источники весьма оживленно рассказывают о высоком качестве индейских изделий и о большом их разнообразии. Сьеса де Леон, например, пишет: "...у сеньоров имелись большие запасы золота. Среди прочих их вещей, попадающихся на глаза, были золотые украшения и большие золотые кубки, из которых они пили вино. Я видел, как касик по имени Такуррумби подарил капитану Хорхе Робледо такой кубок вместимостью в два асумбре (асумбре - мера жидкостей, около 2,16 л.). Второй кубок, более вместительный и красивый, он преподнес Мигелю Муньосу".
Не менее интересны сведения, которые сообщает тот же самый автор о соседних народах. В частности,относительно индейцев Армы он пишет: "Сегодня, как и раньше, у них много отличного золота; и если бы у туземцев провинции Арма был бы такой же характер, как у индейцев Перу, и они были бы столь же покорными, то, добывая золото на своих приисках, они смогли бы в год выплачивать налоги в размере пятисот тысяч золотых песо. У них имеются большие золотые украшения, причем чистота золота очень высока, наименьшая проба - девятнадцать карат. Когда они отправлялись на войну, то надевали на себя золотые короны, большие нагрудные медальоны, очень красивые украшения из перьев, золотые же браслеты и прочие драгоценности. Когда мы во главе с капитаном Хорхе Робледо впервые вступили с ними в контакт, то, насколько я помню, они были увешаны золотом с головы до ног, и поэтому до сих пор местность, в которой мы впервые с ними встретились, называется Лома-де-лос-Армадос. Я вспоминаю, что когда капитан Хорхе Робледо вторично посетил провинцию Арма, то по его приказу некий Антонио Пиментель и я в деревне Яйо разрыли могилу, в которой нашли более двухсот небольших золотых вещиц, которые в этих землях называются чагуалетами и которые прикрепляются к одежде, а также много разных блях".

Тайрона

До прихода испанских завоевателей обитатели этого края достигли высокого уровня культурного развития и социально-политической организации. Многочисленные остатки каменных сооружений - дорог, мостов, жилищ - указывают на достижения жителей Тайроны в инженерном деле и архитектуре.
Климат склонов Сьерра-Невады в Санта-Марта благоприятствовал развитию сельского хозяйства, особенно возделыванию маиса. Для этой цели строились террасы и ирригационные сооружения.
Ювелиры Тайроны кроме полноценных золотых изделий изготовляли украшения из томпака (сплав золота и меди), которые затем покрывались позолотой. В них, как и в изделиях из керамики, мелких предметах из камня, кости и раковин, соединяются техническое и художественное совершенство.
Жители Тайроны создали сложную религиозную систему, которая все еще сохраняется среди индейских племен, живущих в верхних частях Сьерры.
Среди погребальных обычаев был распространен обычай захоронения в больших глиняных урнах.

Сину

Эта зона соответствует бассейну рек Сину, Сан-Хорхе и Нечи. В доиспанскую эпоху она была разделена на три района: Финсену, Тансену и Сенуфана, объединенные торговыми связями с районами Антиокии, Сьерра-Невады в Санта-Марта и Панамой. Племена, обитавшие на этой территории, строили каналы и вспахивали землю для выращивания культур, следы древнего земледелия можно и ныне видеть на обширных пространствах этого района.
Жители Сину славились своим ювелирным искусством. Их храмы украшались идолами из золота, а в могилы помещалась богатая погребальная утварь. Могилы, которые можно было легко опознать по наземным холмикам, становились объектами грабежа в первые годы испанского завоевания.
Наиболее часто встречающимися формами ювелирных изделий этой зоны были серьги в форме веера (выполненные в технике литой или фальшивой филиграни) и отделка жезлов изображениями птиц, ящериц и животных кошачьей породы. Эти предметы были сделаны из высокопробного золота или позолоченного томпака.
Среди керамики выделяются кубки различных форм и размеров и сосуды шарообразной формы, украшенные человеческими фигурами, изображенными на внутренней стороне сосуда.

Толима

Зона расположена в жарких долинах, через которые протекают реки Салданья и Коэльо, и названа по имени нынешнего департамента Толима.
Ее обитатели - оседлые земледельцы - торговали с соседними племенами, и в частности с муисками.
Обилие россыпного золота в речных долинах способствовало развитию ювелирного искусства. При изготовлении ювелирных изделий мастера применяли метод утраченной восковой модели и использовали золото высокой пробы. Обычно их изделия изображали стилизованных птиц и летучих мышей, а также схематические плоские и угловатые человеческие фигуры.
Среди гончарных изделий преобладают урны, погребальные сиденья и фитоморфные сосуды. Они украшались геометрическими мотивами, выполненными в технике позитивной живописи в несколько цветов.

Муиска

Муиски жили на высокогорье Кундинамарки и Бояки в жилищах, разбросанных или объединенных в поселки. На искусственных террасах они выращивали сельскохозяйственные культуры, главным образом маис - основной продукт питания. Они выделывали хлопок, пряли из него нитки с помощью каменных веретен и затем ткали полотно на деревянных ткацких станках.
Ткани вместе с солью и изумрудами были предметом оживленной торговли внутри этой территории и за ее пределами.
Ювелирные изделия изготовлялись как из золота высокой пробы, так и из томпака и меди, обычно их не полировали. Несмотря на обилие вещей из томпака, муиски не применяли техники золочения. Основные декоративные мотивы - ажурная резьба и рельефы из проволоки. Ювелирному искусству этой зоны свойственно применение каменных матриц для изготовления одинаковых изделий, например звеньев ожерелья.
Характерными для керамики муисков являются антропоморфные жертвенные сосуды, кубки, украшенные позитивной живописью и изображениями змей, а также "кувшины" и сосуды с двумя или несколькими ручками.

Ювелирное искусство муисков

Из исторических источников известно, что племена муисков после нашествия враждебных племен (пианче, мусо и колима) потеряли территории, примыкающие к берегам реки Магдалены (современные департаменты Кундинамарка и Бояка), оказались полностью лишенными источников золотодобычи на принадлежащих им землях, вследствие чего они были вынуждены получать его путем меновой торговли с дружественными племенами поинов и япорохе, а также путем военных экспедиций против враждебных племен, которые жили с западной стороны области, занимаемой муисками.
Несмотря на отсутствие источников добычи золота в своей стране, муиски успешно развивали металлургическую промышленность. Основные ее центры находились в царстве Гуатавита, как об этом сообщают хроники и дневники времен конкисты, а также в районе Паска, где в последние годы было обнаружено большое число золотых ювелирных изделий и сделаны находки, свидетельствующие о существовании в этом районе значительной по масштабам обработки золота. Среди этих находок - тигли, наковальни, мехи и другие принадлежности труда металлургов.
Наиболее интересный экспонат Музея Золота Банка Республики, изображающий церемонию на плоте, которая, согласно преданиям, периодически совершалась на озере Гуатавита, был обнаружен именно в этой местности.
Индейские ювелиры Альтиплано (Горного района) широко использовали медь, часто совершенно не смешивая ее с золотом. Богатые залежи меди имеются на всем протяжении Восточных Кордильер и частично в Центральных Кордильерах. Большая часть этих залежей была индейцам известна. Среди наиболее богатых медью местностей различные исторические источники упоминают Короморо (кантон Чарала), реку Сутамарчан, Вилья-де-Леива, территорию, заселенную индейцами мусо, долину Сан-Бартоломе, район обитания индейцев Колима, Токаиму, Ла-Пальму, Ибагуэ и Марикиту.

Мотивы ювелирного искусства муисков

Ювелирное искусство муисков отличалось большой выразительностью. Коллекция золотых изделий, извлеченных из индейских захоронений представляет собой замечательный документальный источник для изучения жизни индейцев. Монах Педро Симон утверждает, что из золота и серебра туземцы изготовляли фигуры заклинателей, курящих "табак или йопу", жернова для размалывания маиса, метательное оружие, луки, фигурки животных и другие предметы.

Калима

Калима находилась на тихоокеанском склоне Западных Кордильер, в районе, омываемом реками Калима и Дагуа. Ее жители были земледельцами, свои жилища они строили на искусственных террасах, что было характерно и для других индейских племен.
В ювелирном искусстве обращает на себя внимание большой размер изделий и высокая проба золота. Среди декоративных мотивов выделяются большие маски с носовыми украшениями и висячими серьгами, рельефные геометрические бордюры и стилизованные изображения животных. Небольшие сложные фигуры, украшавшие булавки и броши, можно считать шедеврами техники отливки с утраченной восковой моделью.
Характерными формами керамики являются чаши, украшенные изнутри негативной живописью, при которой контуры фигур обрабатывались фоном, антропоморфные и зооморфные сосуды, а также цилиндрические сосуды с прикрепленными антропоморфными изображениями, обычно именуемыми "канастерос" (корзинщики).

Нариньо

Эта зона занимает южное высокогорье Колумбии и простирается до северной части андского района Эквадора.
Жители Нариньо сооружали очень глубокие могилы, где и было найдено большинство предметов из золота, серебра, керамики, дерева, кости, раковин и тканей.
Среди золотых изделий наиболее часто встречаются нагрудные украшения, пластины для аппликаций на ткани, носовые украшения и серьги с геометрическими декоративными мотивами или стилизованными изображениями животных, особенно обезьян. Изделия выполнялись в технике литья или ковки, иногда применялось золочение; все вещи тщательно отполированы.
В культуре Нариньо отчетливо проявляется влияние цивилизаций андской зоны Эквадора и Перу.


Второстепенные зоны ювелирного искусства Колумбии в доиспанский период

Тумако

Эта зона протянулась вдоль тихоокеанского побережья департамента Нариньо до района Толиты в провинции Эсмеральдас в Эквадоре.
Самое замечательное в керамике Тумако - реалистичность выполнения фигурок людей и животных, имеющих большое сходство с керамикой Месоамерики. Эти изделия украшены символическими знаками и изображениями драгоценностей, которые в реальной жизни могли быть изготовлены из золота и серебра. Жители Тумако также изготовляли горшки, чаши, пористые глиняные сосуды, сосуды-треножники и терки. Разнообразными декоративными мотивами отличаются печати и керамические валики со знаками.
Хотя в Толите и были найдены ювелирные изделия из золота и серебра, находки этого типа на территории Колумбии редки.

Каука

Зона названа по имени современного департамента Каука и расположена в долинах в верховьях рек Каука и Патиа.
Ювелирные изделия этого района - это подвески и нагрудные украшения в форме мифической птицы с человеческими чертами. Жители Каука отливали свои изделия из сплава золота и меди методом утраченной модели из воска. После отливки изделия подвергались золочению. Встречаются также гладкие кованые пластины и носовые украшения и серьги из проволоки в форме спирали.
Для керамики, не связанной с ювелирным искусством, характерны шарообразные сосуды с узким горлышком, на котором изображались человеческие лица, и кубки с высокой и широкой основой. Украшались они геометрическими декоративными мотивами, сделанными красной краской на кремовом фоне.

Тъеррадентро

Зона расположена на востоке департамента Каука в гористом районе, омываемом реками Паэс и Ульукос.
Характеризуется овальными в плане захоронениями с боковыми нишами и центральными колоннами. Стены украшены черно-красными геометрическими мотивами на белом фоне. Захоронения коллективные, в них находятся несколько крупных урн с широким отверстием. Урны декорированы прерывистыми геометрическими узорами, заполненными белой пастой, и фигурами животных, чаще всего змей. Существуют также сосуды-треножники, пористые глиняные сосуды, кубки на основании, чаши и блюда.


0


Вы здесь » Новый Свет » Библиотека » Золотое дело в Колумбии в доиспанский период


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC